RSS
Версия для слабовидящих

 

 

Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы

Московский институт открытого образования

Просмотров: 1132

Аттестация

- периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы.

Основная задача проведения аттестации заключается в оценке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором, выявление соответствия работника определенному уровню квалификации

Вид профессиональной деятельности

- совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

- совокупность трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда, сложившиеся в конкретном производственном или бизнес-процессе

Гарантии качества образования

- скоординированная деятельность по руководству и управлению образовательной организацией применительно к качеству, которая включает: разработку политики и целей в области качества образования, планирование качества, управление качеством, оценку качества и улучшение качества образования.

Деловые качества работника

- способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Деятельность педагогическая

- профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности обучающегося и выбора возможностей свободного и творческого самовыра­жения.

Дополнительное образование

- вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессио­нальном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня обра­зования.

Должность (работника)

- первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несу­щим должностные обязанности и наделённым должност­ными полномочиями.

Возможные наименования должностей указываются в разделе «Характеристика обобщенных трудовых функ­ций» профессионального стандарта.

Традиционно понятие «должность» относили к служа­щим. По отношению к рабочим говорили о «профессии, специальности». Эта ситуация сохранилась в Трудовом кодексе Российской Федерации. Профессиональный стан­дарт оперирует понятием должность как по отношению к служащим, так и по отношению к рабочим.

Должностная инструкция

1) - документ, регламентирующей производственные пол­номочия и обязанности работника на конкретном пред­приятии (в организации) с учетом конкретных особенно­стей организации трудового процесса. Каждая должност­ная инструкция содержит однозначное определение того, чем данная работа отличается от всех иных работ кон­кретного предприятия (организации);

2) - документ, регламентирующий должностные обязанности работника по выполнению определенной трудовой функции в конкретной организации (предприятии, учре­ждении) с учетом особенностей организации трудовой деятельности персонала.

Знание

- освоенная работником специализированная информация, имеющая существенное значение для выполнения про­фессиональной деятельности.

Индивидуальный маршрут аттестации

- программа проведения процедур аттестации работника,  составленная на основе индивидуальной траектории его саморазвития.  В индивидуальный маршрут аттестации целесообразно включить планирование  сроки подачи заявления на аттестацию, в зависимости от ранее установленных результатов аттестации или профессиональной потребности.

Качество

- степень соответствия совокупности присущих характери­стик требованиям.

Качество образования

- комплексная характеристика образователь­ной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их со­ответствия федеральным государственным образовательным стандартам, об­разовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах кото­рого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень до­стижения планируемых результатов образовательной программы.

Это интегральная характеристика образовательного про­цесса и его результатов, выражающая меру их соответ­ствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и ка­ким целям он должен служить.

Качество профессионального образования - комплекс­ная характеристика деятельности образовательных орга­низаций профессионального образования и результатов подготовки выпускников профессиональных образова­тельных программ, подтверждающая их соответствие тре­бованиям федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов.

Деятельность по обеспечению качества профессионального образования связывается сегодня с формированием и эф­фективным функционированием системы внешней независимой оценки качества профессионального образования. Система независимой оценки качества профессио­нального образования - совокупность норм, правил, процедур, обеспечивающих независимую оценку общих и профессиональных компетенций обучающихся, эффек­тивности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их систем, качества профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Профессионально-общественная аккредитация про­фессиональных образовательных программ - призна­ние качества и уровня подготовки выпускников, освоив­ших образовательную программу в конкретной организа­ции, осуществляющей образовательную деятельность, от­вечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Координационный     орган профессионально­-общественной аккредитации - орган, создаваемый обще­российскими объединениями работодателей в целях коор­динации работы по организационно-методическому сопро­вождению профессионально-общественной аккредитации. В настоящее время функции координационного органа про­фессионально-общественной аккредитации выполняет Об­щественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования. Аккредитующая организация - организация, которая проводит профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность. К ак­кредитующим организациям отнесены общероссийские объединения работодателей, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, а также уполномоченные ими организации, в том числе професси­ональные сообщества. Крупные компании, деятельность которых имеет определяющее значение в соответствую­щих отраслях, наделяются статусом аккредитующих ор­ганизаций посредством уполномочивания Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Базовая организация - организация, определяемая коор­динационным органом профессионально-общественной аккредитации и выполняющая функции по организацион­но-техническому обеспечению системы профессионально-­общественной аккредитации.   

Общественная аккредитация - признание уровня деятель­ности организации, осуществляющей образовательную дея­тельность, соответствующим критериям и требованиям рос­сийских, иностранных и международных организаций.

Квалиметрическая методика оценки результатов аттестуемого работника

- получение количественных оценок качества объектов, используемых человеком, независимо от их природы. Квалиметри­ческая методика позволяет оценить качество результатов, процессов и раз­личных других объектов даже в том случае, когда его невозможно непосред­ственно измерить.

Квалификация

- уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Характеристика профессиональной деятельности. Рас­сматривается с точки зрения уровня (формальная характе­ристика) и содержания (качественная характеристика).

С точки зрения содержания, понятие «квалификация» ча­сто используется как синоним профессии и составляющих ее трудовых функций, умений, знаний.

С точки зрения уровня, квалификация или группа квали­фикаций занимают то или иное положение в иерархии квалификаций, построенной на основе совокупности при­знаков сложности деятельности (характера умений), наукоемкости деятельности (характера знаний), широты полномочий и ответственности, необходимых при осу­ществлении деятельности (общей компетенции) - в наци­ональной рамке квалификаций.

В свою очередь, уровень квалификации работника харак­теризуется степенью его профессиональной обученности (подготовленности), наличием знаний, умений, компетен­ций, необходимых для осуществления определенного вида деятельности.

В тарифных системах оплаты труда, которые устанавли­ваются коллективными договорами, соглашениями, ло­кальными нормативными актами, используется понятие тарифного разряда (величины, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника), и понятия ква­лификационного разряда (величины, отражающей уровень профессиональной подготовки работника).

В современных нормативных актах сфер труда и образо­вания общим в понятии квалификации является «уровень знаний, умения, навыков», необходимых в профессио­нальной деятельности.

Квалификационная категория

- соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. В соответствии с действующим законодательством, по результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификация профессиональная

- ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функ­ции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем профессиональной квалификации являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с норматив­ными характеристиками данной профессии.

Квалификационные испытания

- письменные (экзамен, тестирова­ние) или устные (собеседование) испытания аттестуемого, направленные на установление уровня квалификации и владения им профессиональными зна­ниями.

Квалификационные характеристики должностей работников образования

- представлены в Едином квалификационном справочнике (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Феде­рации от  26.08.2010 г. № 761н). Они включают несколько разделов: должностные обязанности, должен знать, требования к квалификации. Требо­вания, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на по­вышение  результативности их труда, трудовой активности, деловой ини­циативы и компетентности работников образования, наиболее полное ис­пользование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.

Компетенция

- включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компе­тенция (профессиональная) продемонстрированная субъектом профессио­нальной деятельности способность применять знания, умения и практиче­ский опыт для успешной реализации трудовой функции.

Динамическая комбинация знаний, умений, опыта и спо­собность применять их для успешной профессиональной деятельности. Компетенция находит опосредованное от­ражение в профессиональных стандартах при описании трудовых функций и трудовых действий, необходимых знаний, умений.

В разных источниках возможно встретить разные подхо­ды к классификации компетенций и разные их названия и определения. В среднем профессиональном образовании используются понятия общей компетенции (как способ­ности успешно действовать на основе практического опы­та, умений и знаний при решении задач, общих для мно­гих видов профессиональной деятельности), профессио­нальной компетенции (как способности успешно дей­ствовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессио­нальной деятельности).

Наличие у человека компетенций для успешного осу­ществления трудовой деятельности рассматривается как компетентность. Это деятельностная характеристика, определяющая способность и готовность работника к реа­лизации приобретенных знаний, умений, навыков в ре­альной профессиональной деятельности. Компетенция находит опосредованное отражение в профессиональных стандартах при описании необходимых знаний, умений, других характеристик трудовой функции.

Компетентность

- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Согласно ГОСТ Р ИСО 900-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" компетентность (en competence; fr compétence) – это выраженная способность применять свои знания и умения.

Критерий

- отличительный признак, на основе которого произво­дится оценка или принимается  решение. В соответствии с целями экспер­тизы устанавливаются аттестационные критерии, которые позволяют выне­сти суждение о соответствии профессиональных и деловых качеств педаго­гического работника, а также результатов его профессиональной деятельно­сти, требованиям квалификационной характеристики по занимаемой должно­сти. Используемые в ходе аттестации критерии могут быть качественными и количественными. Качественные критерии (словесные, сравнительные) поз­воляют описать содержание и специфику рассматриваемого признака и дать его оценку, например: «превышает требования должностной инструкции», «соответствует должностной инструкции», «существенно ниже, чем требует должностная инструкция». Количественные (числовые, балльные) критерии отражают меру выраженности. Основными критериям при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности являются: уровень развития педагогической компетентности, результативность учебной и воспитательной деятельности, удовлетворенность потребителей обра­зовательной услуги.

Метапредметные результаты

- освоенные обучающимися межпред­метные понятия и универсальные учебные действия, способность их исполь­зования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятель­ность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к по­строению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.  

Методическое пространство

- целостная, основанная на достиже­ниях науки и передового педагогического опыта, система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессио­нального мастерства педагога, на развитие и повышение творческого потен­циала педагогического коллектива в целом, повышение качества и эффек­тивности образовательного процесса.

Методическое сопровождение

– это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу (группе педагогов или ОО в целом)  в решении возникающих затруднений, способствующих его(их) развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

Основной результат такого взаимодействия – выбор субъектом образования методов эффективной деятельности, способствующий позитивному развитию.

Мониторинг качества образования

- система сбора, обработки дан­ных по региональным показателям и индикаторам, хранения и предоставле­ния информации о качестве образования при проведении процедур оценки об­разовательной деятельности образовательных организаций системы общего образования, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккреди­тации, государственного контроля и надзора.

В педагогической науке понятие мониторинг определяется как определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы; контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью. 

Направленность (профиль) образования

- ориентация образова­тельной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельно­сти, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам осво­ения образовательной программы.

Национальная рамка квалификаций

Системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций, используемое в качестве инструмента сопряжения сфер труда и профессионально­го образования. В Российской Федерации в настоящее время под Национальной рамкой квалификаций (НРК) понимаются Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Минтруда России. Этот документ применяется при разработке профессиональных стандартов для описа­ния трудовых функций, требований к образованию и обу­чению работников. Уровни квалификации, являющиеся структурными единицами НРК, раскрываются через де­скрипторы (показатели), которые являются обобщенным описанием совокупности требований к полномочиям и ответственности, характеру умений и знаний, требующих­ся в деятельности.

Национальная система гарантий качества образования

- нацио­нальная система гарантий качества в РФ имеет двухуровневую структуру. Верхний уровень включает в себя совокупность государственных и обще­ственных органов, обеспечивающих государственный и общественный кон­троль качества образования на основе процедур лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных организаций и образовательных программ. Второй уровень управления включает в себя внутренние системы качества образовательных организаций.  

Национальная система квалификаций

Национальная система квалификаций (НСК) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечи­вающих взаимодействие сфер профессионального образо­вания и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является национальная рамка квалификаций. НСК может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессио­нальные и образовательные стандарты, национальную си­стему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Независимая оценка и сертификация квалификаций

Процесс подтверждения соответствия квалификации со­искателя требованиям профессионального стандарта, а в случае его отсутствия - иным квалификационным требо­ваниям, с удостоверением такого соответствия квалифи­кационным сертификатом.

Независимая оценка качества образования

- оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных органи­заций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.

Непрерывное профессиональное образование

Процесс постоянного развития профессионально и соци­ально значимых личных качеств человека в части способ­ности к труду на основе прироста, обновления, совершенствования и реализации его профессиональных знаний, умений, компетенций.

Непрерывное профессиональное образование реализуется человеком в течение всей жизни в рамках образовательных программ всех видов и любых форм самостоятельного обучения; направлено на обеспе­чение профессиональной мобильности работника - готов­ности к смене деятельности в условиях постоянной мо­дернизации техники, технологии, организации труда.

Неформальное образование

Путь получения образования, предполагающий обучение на различного рода курсах, повышение квалификации по месту работы.

Область профессиональной деятельности

- группа схожих видов профессиональной деятельности, которая корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности;

- совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.

Обобщенная трудовая функция

- совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;

- относительно автономный и отдельно сертифицируе­мый подвид профессиональной деятельности, представ­ляющий собой совокупность взаимосвязанных трудовых функций.

Определение Обобщенной трудовой функции (ОТФ) близко определению трудовой функции, данному Трудо­вым кодексом Российской Федерации;

- работа по должности в соответствии со штатным рас­писанием, профессии, специальности с указанием квали­фикации.

Образование

- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность

- деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная организация

- некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательная программа

- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012г № 273 «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательный стандарт

- совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Общеобразовательная организация

- образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

- образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Организация дополнительного образования

- образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

Основные общеобразовательные программы

- образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

Обеспечение качества

- факторы, условия и ресурсы, позволяющие достичь целей по качеству.

Образовательная инновация

- все виды деятельности  по созданию и внедрению новаций. Образовательная новация средство, вводимое в обра­зовательную систему с целью ее обновления, качественного изменения или модернизации.

Образовательный процесс

- педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим об­разовательные услуги).

Образовательная система

- саморазвивающееся целое как упорядо­ченность взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам, поведение которого детерминируется прежде всего внутренними причинами (совокупность особым образом связанных между собой человеческих, мате­риально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, подчиненных детерминации, идущей от образа «желаемого бу­дущего» - цели).

Обучающийся

- физическое лицо, осваивающее образовательную программу. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образова­тельной программы, формы обучения, режима пребывания в образователь­ной организации относятся воспитанники, учащиеся, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели, экс­терны. 

Общее образование

- вид образования, который направлен на разви­тие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразова­тельных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профес­сии и получения профессионального образования. 

Опыт

Совокупность практики применения умений и знаний в деятельности. Особую часть опыта представляет сам про­цесс, способ деятельности; воспроизвести его можно только в самой деятельности. Опыт входит в структуру квалификации работника, является одним из основных путей достижения ее уровня и отражается в профессио­нальных стандартах в виде требований к опыту практиче­ской работы.

Организация, осуществляющая обучение

- юридическое лицо, осу­ществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью об­разовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. 

Основная профессиональная образовательная программа ОПОП

совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисци­плин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспе­чивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 

Отрасль

- совокупность организаций (предприятий, производств), объединяемых общностью производимой продукции (услуг), технологии их производства и удовлетворяемых потребностей.

Отчет

официальное письменное или устное сообщение о результа­тах своей деятельности, работе.

Оценка качества образования

процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных результатов, условий их обеспечения и организации образовательного процесса общепризнанной за­фиксированной в нормативных правовых документах системе требований к качеству образования. К данному виду деятельности относится деятельность самой образовательной организации, заинтересованных сторон и третьей стороны по самооценке и оценке системы качества образовательной органи­зации, лицензированию, аттестации и аккредитации, а также проведение внутренних и внешних аудитов.

Педагогическая деятельность

- процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности.

Педагогический работник

- физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Присмотр и уход за детьми

- комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Профессия

  1. обобщенное наименование (синоним) вида профессио­нальной деятельности;
  2. общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.

Название профессии может найти прямое или опосредо­ванное отражение в наименовании профессионального стандарта.

Профессиональная деятельность

- деятельность, осуществляемая в рамках сложившегося разделения труда, видов профессиональной деятельности, требующая соответствующей подготовки и приносящая доход.

Профессиональная квалификация

- ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности.

- является интегральным образо­ванием, включающим в себя профессиональное образование, профессио­нальный опыт, мотивацию, профессиональную компетентность и другие профессиональные характеристики. Профессиональная квалификация непо­средственно влияет на качество и результативность деятельности работника, она обеспечивает готовность выполнения профессиональных задач соответствующего уровня.

Профессиональная компетенция

- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Профессиональная ИКТ-компетентность

-  квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

Профессиональные качества личности

- качества, выделяющие  профессионала среди представителей своей же сферы деятельности;

- совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, социально-психологических свойств индивида, обеспечивающих высокую вероятность успешности его профессионального становления и деятельности.

Профессионально важные личные качества

- это та совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности. 

Профессиональная культура

- одно из проявлений общей культуры личности, различных профессиональных групп. Содержание профессиональной культуры составляют широкий спектр профессиональных знаний, умений, компетенций, практический опыт, а также наиболее прогрессивные способы их использования и реа­лизации, что является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности работника. Профес­сиональная культура, определяя высокий уровень деятель­ности, обуславливает уровень профессионального стандар­та. Вместе с тем, чтобы выполнить требования профессио­нального стандарта, работник должен обладать определен­ной профессиональной культурой.

Профессиональные способности

- свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью.

Профессиональный стандарт

- характеристика квалификации, необходимой для осу­ществления определенного вида профессиональной дея­тельности. Эта характеристика представляет собой мно­гофункциональный документ, раскрывающий с позиций сферы труда, объединений работодателей и / или профес­сиональных сообществ в рамках определенного вида профессиональной деятельности его цель и содержание через обобщенные трудовые функции, трудовые функции, тру­довые действия, место в системе уровней квалификации, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника. Различают профессиональные стан­дарты, предназначенные для конкретной отрасли или для нескольких отраслей.

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

- перечень трудовых функций, профессиональных и личностных требований к руководителю образовательной организации, утвержденный нормативным актом на уровне Российской Федерации. 

Профессиональное сообщество

Группа людей (физических лиц) или юридическое лицо (группа юридических лиц), объединенных добровольно по отраслевому, территориальному или территориально-­отраслевому принципу, имеющих общие цели в рамках одной профессии или отрасли, к которой они принадле­жат, либо в рамках решения задач комплексного, межот­раслевого характера. В процессе взаимодействия участни­ков профессионального сообщества, как вида института гражданского общества, осуществляется поиск новых, бо­лее эффективных подходов к решению поставленных за­дач (например, разработки профессиональных стандартов, оценки квалификаций).

Профессиональная мобильность

Способность и готовность работника к смене деятельно­сти, изменению профессии (в том числе - путем переобу­чения) в условиях постоянной модернизации техники, технологии, организации труда.

Профессиональное образование и обучение

Профессиональное образование - вид образования, кото­рый направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и на формирование компетенции требуемых уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Результат профессионального образо­вания - подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттеста­том или дипломом об окончании соответствующего обра­зовательного учреждения профессионального образования. Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, уме­ний, навыков и формирование компетенции, необходимой для выполнения отдельных трудовых, служебных функций. Профессиональная подготовка - форма профессионально­го обучения, относящаяся к основным профессиональным образовательным программам, по которым обучаются ли­ца, ранее не имевшие профессии рабочего или должности служащего. В профессиональных стандартах находит от­ражение в части требований к образованию и обучению.

В профессиональных стандартах профессиональное обра­зование и обучение находит отражение в части требова­ний к образованию и обучению.

Профессиональная этика

Часть профессиональной культуры, отражающая миссию, систему ценностей работников определенной профессио­нальной группы. Конкретизирует общие моральные тре­бования применительно к особенностям, специфике соот­ветствующей профессии и занимается, главным образом, правилами профессионального поведения. Включает в се­бя характер общения, форму поведения, способы взаимо­действия (в коллективе, между работниками- профессионалами, профессионала с клиентами), профес­сиональную лексику и другие факторы, определяемые особенностями конкретной профессиональной деятельно­сти. При разработке профессиональных стандартов про­фессиональная этика может отражаться, как значимая ха­рактеристика трудовой функции, связанная с профессио­нальным поведением, при описании параметра «Другие характеристики» в подразделе «Трудовая функция».

Показатель

- характеристика состояния какого-либо объективного явления или процесса, взятая  в своей количественной и/или качественной определенности.

Показатели могут подразделяться:

  • на единичные и  групповые;
  • на аналитические, плановые, прогнозные, отчетные, статистические;
  • на технические, экономические, социальные, организационные и др.;
  • на абсолютные, относительные, удельные;
  • на среднеарифметические, средневзвешенные и др.

Предметные результаты

- освоенные обучающимися в ходе изуче­ния учебного предмета умения, специфические для данной предметной обла­сти, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и прие­мами.

Профессиональное образование

- вид образования, который направ­лен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профес­сиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формиро­вание компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести про­фессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять ра­боту по конкретным профессии или специальности. 

Профессиональное обучение

- вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, слу­жебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). 

Публичное выступление

– это процесс передачи информации. Главная задача этого процесса заключается в убеждении слушателей в правильности самых различных положений, которыми оперирует выступающий.

Работник

- физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 Трудового кодекса Российской Фе­дерации).

Понятия «работники», «персонал» и «кадры организации» часто используются как синонимы.

Однако следует иметь в виду, что в некоторых случаях по­нятие «персонал» может трактоваться как более широкое по сравнению с «работниками» и «кадрами организации», т. к. оно может охватывать не только тех, кто состоит в трудовых отношениях с работодателем («работники»), но и группы людей, являющихся кандидатами на вакансии и / или чле­нами групп, на которые распространяются действия локаль­ных нормативных актов организации.

Для определения различных категорий работников, чей труд отличается по характеру полномочий и ответствен­ности, по характеру используемых умений и знаний, ис­пользуются такие понятия, как «рабочий», «квалифициро­ванный рабочий», «высококвалифицированный рабочий», «служащий», «специалист», «руководитель». Предлагаемые определения не позволяют провести одно­значное разграничение между данными понятиями (что отражает сложность и многомерность, комплексность вы­полняемой деятельности). Данные определения сформи­ровались в условиях индустриальной экономики, для ко­торой было характерно четкое разделение по характеру и содержанию деятельности, выполняемой различными ка­тегориями работников (рабочие, специалисты, служащие и др.). В настоящее время (в период постиндустриальной информационной экономики) деятельность, выполняемая различными категориями работников, отличается в боль­шей степени по характеру и наукоемкости (инновацион­ности) используемых знаний, а не характеру трудовой де­ятельности, что прямо отражается на продолжительности временного периода приобретения квалификации (для приобретения квалификации рабочих, как правило, тре­буется меньше времени, чем для приобретения квалифи­кации других категорий работников).

Рабочий - 

  1.  работник, осуществляющий свою трудовую деятель­ность с непосредственным использованием орудий труда и главным образом в режиме заданного алгоритма произ­водственных действий;
  2.  работник, трудовая деятельность которого связана с физическим трудом по производству продукции (товаров) в режиме заданного алгоритма действий.

Квалифицированный рабочий -

  1.  работник, имеющий квалификационный разряд (класс), требующийся для выполнения вида профессиональной деятельности соответствующего уровня сложности, по­лучивший среднее профессиональное образование по про­грамме подготовки квалифицированного рабочего (либо освоивший одну из основных программ профессиональ­ного обучения или дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по конкурентоспо­собной профессии рабочего);
  2.  рабочий, владеющий сложной конкурентоспособной профессией, способный в рамках своей профессиональной деятельности выполнять трудовые функции повышенного уровня сложности. Профессиональная деятельность ква­лифицированного рабочего соответствует 4-5 уровню квалификации;
  3.  работник, профессиональная деятельность которого связана с физическим трудом по производству продукции (товаров), прошедший профессиональную подготовку или среднее профессиональное образование.

Служащий -

  1. работник нефизического, умственного труда, работаю­ щий в различных организациях, учреждениях. Категория служащих входит в принятую классификацию должностей работников государственных и муниципальных структур. В коммерческих организациях таким термином на прак­тике уже не пользуются;
  2. работник, трудовая деятельность которого связана с умственным трудом, и, как правило, занятый в непроиз­водственной сфере.

Специалист - 

  1.  работник, имеющий высшее или среднее профессио­нальное образование, наличие которого подтверждено со­ответствующим дипломом;
  2.  обобщенный термин в целях определения наименова­ния профессионального стандарта (специалист по ...);
  3.  категория должности, на которой работник выполняет преимущественно аналитико-конструктивные работы;
  4.  работник, имеющий профессиональное образование и / или приравненный к нему опыт работы по определенному виду профессиональной деятельности, наличие которых подтверждено соответствующим документом.

Сотрудник -

  1. член трудового коллектива, включенный в систему производственных и личностных взаимоотношений, при­сущих этому коллективу как социумному образованию;
  2. работник, включённый в состав персонала и в систему производственных и личностных взаимоотношений, при­сущих конкретной организации (учреждения, предприя­тия).

Работодатель

Физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

В случаях, предусмотренных федеральным законодатель­ством, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые догово­ры, например государство или муниципальные образова­ния.

Результат

- то, что получено в завершение какой-нибудь деятельно­сти, работы, итог, заключительное последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно. 

Результативность

- степень реализации запланированной деятельно­сти и достижения запланированных результатов. Результативность образова­тельного процесса характеризуется двумя группами критериев: критерии, описывающие степень реализации запланированной деятельности и дости­жения запланированных целей и результатов; оценки, которые используются для оценки достижения стандартов деятельности образовательной организа­ции.

Результаты профессионального образования, обучения

  1. общие и профессиональные компетенции, соответ­ствующие определенному виду / уровню образования и квалификации, а также способность к их постоянному об­новлению и совершенствованию;
  2. социально и профессионально значимые характеристи­ки качества подготовки выпускников различных профес­сиональных образовательных программ. Соотносятся с требованиями к образованию и обучению, необходимыми умениями и знаниями, отраженными в профессиональных стандартах;
  3. совокупность знаний, умений и/или компетенций, осво­енных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения (определение принято в реко­мендациях Еврокомиссии по использованию Европейской рамки квалификаций).

Рейтинг в сфере образования

- один из возможных в рамках незави­симой системы оценки качества образования подходов к представлению ин­формации о результатах деятельности образовательных организаций. 

Рынок труда

Система социально-экономических отношений при фор­мировании и реализации спроса и предложения на рабо­чую силу различной квалификации.

Самообследование

- деятельность по сбору и анализу информации по всем образовательным программам и организации в целом, которое прово­дится самостоятельно (или с привлечением независимых аудиторов).  

Самооценка

- всестороннее обследование организации, основанное на систематическом сборе данных с целью установления фактов результа­тивности и эффективности организации и уровне развития, организованно­сти, упорядоченности и совершенства основных рабочих процессов и предо­ставлении организацию рекомендаций для улучшения деятельности.

Сертификация квалификаций выпускников

- процедура независи­мой оценки соответствия профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования требованиям профессиональ­ного стандарта. Оценка уровня квалификации в процессе сертификации осу­ществляется в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, разработанных работодателями.

Сертификация квалификации работников

- внешняя оценка квалификации работников, проводимая на основании профессиональных стандартов, а в случае их отсутствия

- на основании иных квалификационных требований, утвержденных в установленном законодательством порядке, центрам сертификации квалификации

Система оценки квалификаций

- совокупность участников, норм, правил, процедур, связанных с организацией деятельности по оценке квалификаций

Спонтанное (информальное) образование

Путь получения образования, предполагающий учет прак­тического опыта, приобретенного в процессе работы, в быту и т. п.

Трудовая функция

- составная часть вида профессиональной дея­тельности, представляющая собой интегрированный и относительно авто­номный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом. Пред­полагает наличие необходимых компетенций для ее выполнения;

- набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач в процессе труда. Определение Трудовой функции (ТФ) близко определе­нию трудовой функции, данному Трудовым кодексом Российской Федерации;

- конкретный вид поручаемой работнику работы.

Трудовое действие

- составная часть трудовой функции, включающая в себя несколько последовательных производственных операций, совершае­мых работником в определенном виде профессиональной деятельности;

- низший уровень декомпозиции профессиональной дея­тельности (при разработке профессионального стандарта), как правило, характеризуется непосредственным взаимо­действием работника с предметом труда.

Успешное трудовое действие осуществляется при наличии у работника необходимых умений, определенных профессио­нальным стандартом. При обучении эффективное выполне­ние трудового действия достигается путем регулярных упражнений. Освоенным считается трудовое действие, ко­торое выполняется различными способами в зависимости от конкретных производственных условий и обстоятельств.

Трудовой договор

- соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Умение

- способность работника к эффективному выполнению профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний, в том числе в измененных или новых условиях;

- результат овладения трудовым действием или набором взаимосвязанных действий (трудовой функцией), опреде­ленных профессиональным стандартом;

- необходимые умения, предусматриваемые профессио­нальным стандартом, должны характеризоваться, наряду с другими параметрами, способностью работника с помо­щью необходимых знаний осмысливать имеющуюся ин­формацию, составлять план достижения цели, регулиро­вать и контролировать процесс профессиональной дея­тельности. Соответствие умений работника требованиям профессионального стандарта выявляется в процессе сер­тификации квалификации.

Уровень образования

- завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Уровни и виды образования (формального)

В Российской Федерации структура образования подразде­ляется на уровни и виды. Вид образования - основная си­стематическая единица структурного деления в системе образования по признаку его направленности (общее или профессиональное) и уровни образования - единицы вер­тикального структурного деления по признакам сложности и преемственности освоения образовательных программ. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» выделяется четыре вида обра­зования:

  • общее;
  • профессиональное;
  • дополнительное;
  • профессиональное обучение.

Общее образование делится на следующие последова­тельные уровни: дошкольное образование, начальное об­щее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование; профессиональное образова­ние делится на уровни: среднее профессиональное обра­зование и высшее образование, а также профессиональное обучение на базе основного общего или среднего общего образования (для лиц, ранее не имевших профессии рабо­чего или должности служащего).

В отдельных случаях, как правило, на низших уровнях квалификации, профессиональное обучение может прово­диться без учета требований к образованию обучающего­ся.

Программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифициро­ванных рабочих, служащих и программы подготовки спе­циалистов среднего звена последовательно. Программы высшего образования подразделяются по возрастанию уровня от программ подготовки бакалавров, программ подготовки магистров и специалистов к программам под­готовки научно-педагогических кадров высшей квалифи­кации (аспирантура, ассистентура, адъюнктура).

В российском образовании различаются основные и до­полнительные программы. К основным относятся все про­граммы, разрабатываемые на основе Федеральных госу­дарственных образовательных стандартов и программы профессионального обучения, результатом освоения ко­торых является конкретная квалификация, наименование которой закреплено в соответствующих классификаторах и перечнях квалификаций, а также профессиональных стандартах.

Дополнительное образование включает в себя такие под­виды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. До­полнительное профессиональное образование представле­но программами повышения квалификации, профессио­нальной переподготовки.

Вне нормативного поля нередко употребляется термин «базовое образование». Как правило, речь идет либо об основных образовательных программах, либо об уровне образования обучающегося, который у него имеется при приеме на обучение («база приёма») («Прием на базе 9-ти классов...»).

При разработке профессиональных стандартов уровни и виды образования учитываются в подразделе «Обобщен­ная трудовая функция» в части требований к образованию и обучению; при определении уровня квалификации на основе выбора основных путей его достижения - освое­ния соответствующих образовательных программ.

Уровень квалификации

- степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Уровень квалификации зависит от обученности работника и характеризуется такими параметрами, как объем, диапазон и качество знаний и умений. Уровень квалификации — личностная характеристика, которая может учитываться при решении вопросов дифференциации оплаты труда, присвоения работникам разрядов и категорий.

Участники образовательных отношений

- обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогиче­ские работники и их представители, организации, осуществляющие образо­вательную деятельность.