RSS
Версия для слабовидящих

 

 

Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования города Москвы

«Московский институт открытого образования»

К посещению Московского музея образования, как и любого другого музея, необходимо подготовиться. Перед походом в музей  целесообразно в доступной форме рассказать детям о музее и правилах его посещения.
Музей – (от греч. μουσεῖον — Дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до нашей эры. В него входили ботанический и зоологический  сады, обсерватория и библиотека, жилые комнаты, столовые помещения и помещения для чтения. Позднее в них появились медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. Мусейон субсидировался государством. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. К сожалению, Мусейон и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году нашей эры.
Таким образом, слово «музей»  обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включало в себя также здание, где располагались и хранились экспонаты. С XIX века в музеях начала проводиться научно-исследовательская работа. С конца XIX – начала XX вв. берёт своё начало педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых). С развитием компьютерной техники и интернета с конца 90-х годов прошлого столетия начали создаваться виртуальные музеи.
Юным посетителям важно знать правила поведения в музее. 

  • Когда вы входите в музей, принято здороваться с его сотрудниками – с теми, кто вас встречает.
  • Как театр начинается с вешалки, так и музей начинается с гардероба. В нем необходимо оставить верхнюю одежду, сумки, пакеты, зонты. Всем ясно, что дождя и лютого ветра в залах музей не предвидится, а вот неловко задеть витрину и помешать посетителям лишние вещи могут. 
  • Наденьте на обувь бахилы. Это необходимо, чтобы сохранить чистоту в залах и не испортить паркет. Дома ведь вы не ходите в уличной обуви. Можно принести с собой сменную обувь. 
  • Помните главное: посещение музея – это такое же учебное занятие, как и урок в школе.
  • Не принято бегать по залам галопом, нужно осматривать залы последовательно, не хватать по кусочкам, а создать для себя целостную картину. 
  • Не ставьте перед собой задачу посмотреть все экспонаты сразу. Руководитель занятия  поможет вам увидеть самое главное и ничего не пропустить. Оглядитесь по сторонам, вы находитесь в особом здании, где художниками оформлены не только залы, но весь интерьер. 
  • Постарайтесь слушать руководителя занятия внимательно, ему будет приятно, а вам полезно. Если что-то непонятно или вызвало ваш дополнительный интерес, дождитесь паузы, чтобы задать вопрос или спросите экскурсовода после экскурсии. Принято проявлять сдержанность,  не высказывая восторг или несогласие со словами ведущего, в том числе  жестами и мимикой. Будьте внимательны и терпимы. 
  • В зал входите так, чтобы никому не мешать: не говорите громко, не смейтесь. 
  • Не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной экспонаты. 
  • Экспонаты не стоит трогать руками. Не оставляйте отпечатков пальцев на витринах. Те экспонаты, которые можно и даже нужно потрогать,  вам обязательно покажут и дадут в руки. 
  • Не протискивайтесь к витрине, расталкивая других посетителей. Всем будет лучше видно и слышно, если вы встанете на небольшом расстоянии полукругом, пропустив вперед тех, кто меньше ростом. Это ведь так здорово – быть высоким. Вы и так все увидите, зато будет, что обсудить после экскурсии с менее рослым товарищем. 
  • В залах музея нельзя есть, пить, жевать жвачку. Нужно выключить мобильный телефон, отключить и убрать в портфель наушники. Вряд ли во время экскурсии тебе потребуется сделать важный звонок. Дела подождут. Ты ведь не звонишь по телефону во время урока. 
  • Еще раз хотим напомнить – занятие в музее – такой же урок. 
  • Постарайся не беспокоить окружающих своими проблемами: кашлем, насморком, чиханием. 
  • Приводить себя в порядок нужно в туалете. Сделать это надо до экскурсии. В туалете надо соблюдать чистоту,  всё делать аккуратно и недолго. 
  • Если вы устали или   почувствовали себя плохо,   можно отдохнуть на диванчике  или на стуле в зале или в вестибюле.
  • Фотографировать в музее лучше без вспышки и тогда, когда это уместно -  после окончания экскурсии и в моменты, когда группа переходит к новым экспонатам в другой зал – чтобы не мешать остальным присутствующим.
  • Уходя из музея, принято благодарить сотрудников музея, которые встречали вас и работали с вами. Хорошим завершением посещения музея станут слова «До свидания», «До новых встреч». Свои впечатления вы можете также оставить в Книге отзывов или разместить их в сети «Интернет». 
  • После занятия в музее важно провести своего рода закрепление, кратко обсудить с учащимися увиденное: «Что особенно удивило? Что понравилось?  Что запомнилось? О чем хотелось бы узнать подробнее?»

 

Участок домовладения №12 по Вишняковскому переулку, в котором находится музей, входит в состав Объединенной охранной зоны объектов историко-культурного наследия – одной из заповедных зон исторического центра города Москвы – «Замоскворечье». Дом №12 по Вишняковскому переулку имеет статус памятника истории и культуры федерального значения «Главный дом городской усадьбы XIX века», госохранный №676 (Решение Моссовета №84 от 30.07.1992 г.).
Здание музея  в настоящее время является основной частью исторической территории городской усадьбы XIX века, сохранившей главные элементы застройки: главный дом и фрагмент ворот.
Первые сведения  об усадьбе относятся к последней трети XVIII в. Основа же главного дома, возможно, еще старше – первой половины XVIII в. По городскому плану 1768г. дом входил в состав владения, обращенного своей южной стороной в переулок, а с запада и востока ограниченного  боковыми внутриквартальными проходами.
К 1772 г., когда домом владел московский купец 1-й гильдии  Иван Иванович Дорофеев, проходы были застроены, определены границы участка, который был спланирован по типу городской усадьбы. В плане близкий к кварталу участок имел ломаную, с небольшим скосом, боковую, западную границу (граница  с церковным владением). Выходящий в переулок каменный главный дом усадьбы и деревянные службы формировали пространство двора, за которым раскинулся сад с жилыми флигелями.
Во время пожара 1812 г. деревянная застройка усадьбы, как и всего квартала, выгорела.
В 1815 г. усадьбу приобрела купеческая жена Ольга Степановна Макеева, при которой дом был в тот же год восстановлен в прежних габаритах, за ним на вновь прикупленном участке, в глубине квартала, раскинулся сад.  
Несколько позже вдоль боковых границ владения – торцами в переулок – были поставлены два боковых флигеля: восточный – жилой – известен по плану 1817 г., западный – нежилой – по плану 1826 г., благодаря которому по переулку сформировалась усадебная композиция, характерная для ампирного стиля.
В  дальнейшем О.С. Макеева значительно увеличила территорию усадьбы, прикупив сады в глубине квартала, и, видимо, в то время – участок с восточной стороны. На нем разместили хозяйственный двор усадьбы с нежилыми деревянными строениями в один этаж. Каменная беседка с галереей украсили сад.
Записки историка Ф.Ф. Вигеля позволяют ощутить особенности городской среды и быта этого уголка Москвы: «Помещики соседних губерний почитали обязанностью каждый год в декабре со всем семейством отправляться на собственных лошадях и приезжать в Москву около Рождества... Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины... Все Замоскворечье было застроено подобными домами...».
Главный дом усадьбы с деревянным мезонином  располагался на белокаменном цоколе и выходил на линию улицы. В глубине небольшого двора с садом находились хозяйственные деревянные постройки. Подобный характер структурного построения в  середине XIX  был характерен  для большинства городских усадеб. Традиционно невысокие дома (в 2–3 этажа – жилые, в 1 этаж –хозяйственные) с пышными усадебными садами являлись отличительной особенностью Замоскворечья. Дом, в котором расположен Московский музей образования, относится как раз к описываемому времени.
При следующей владелице –  купеческой вдове Прасковье Степановне Титовой в 1868 г. предполагалось расширить дом за счет пристроек по сторонам мезонина и построить Г-образный корпус на хозяйственном дворе, по границе с садом. Но проект осуществлен не был.
Границы усадьбы окончательно определились к 1870-м гг., когда сократилась территория сада  и установилась  западная граница с владением Троицкого храма в Вишняках.
По плану 1870 г. уличный фасад главного дома имел центрическую композицию – с мезонином, завершенным фигурным аттиком и лепниной, штукатурный декор был выполнен в формах классицизирующей эклектики. Деревянный переход соединял дом с жилым восточным флигелем, который, в свою очередь, несколько позже был объединен с хозяйственным корпусом.
В 1891 г. по заказу потомственной почетной гражданки Москвы Евдокии Иосифовны Ленивовой (её инициалы красуются на аттике) приступили к реализации нового архитектурного проекта. По проекту архитектора А.С. Васильева главный дом усадьбы был объединен с восточным флигелем, получил второй этаж и нарядный лепной декор в прежних формах классицизирующей эклектики. Тогда же вдоль переулка и восточной боковой границы усадьбы был вытянут каменный Г-образный  корпус (конюшня, каретник, погреба). Таким образом, сложившийся комплекс развивал традиционный принцип московской городской усадьбы.
После 1917 г. все  строения усадьбы были приспособлены под жилье, затем территория трансформировалась с появлением современных построек со своими адресами.
В 1939 г. за главным домом усадьбы, на участке бывшего сада было построено двухэтажное каменное здание в соответствии с концепцией 1930-50-х гг., предусматривающей размещение детских учреждений в глубине квартала. В середине 1950-х гг. по оси здания  построили хозяйственную пристройку (прачечную); за корпусом с бывшей конюшней и каретником, приспособленным под жилье, возвели 4-этажное общежитие для рабочих.
В 1950-70-е гг. западный флигель был снесен. В 1990-е гг. разобран хозяйственный корпус.
В настоящее время от прежней усадьбы сохранился главный дом и  западный нежилой флигель ампирного времени, соединенный с главным домом пилонами ворот с двумя калитками –  вход в усадьбу.  Вместе с тем, несмотря на понесенные потери и последующие перестройки, здание музей представляет собой хорошо сохранившейся образец исторической застройки заповедной зоны Москвы «Замоскворечье».

Словарик  юного посетителя музея:

 

ВЕБ (WEB) САЙТ МУЗЕЯ - официальное представительство музея в сети Интернет.

ВЕСТИБЮЛЬ – обширная прихожая, помещение, отделяющее вход в здание от его  внутренних частей.

ВОССОЗДАННЫЙ МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ – предмет предназначенный для воссоздания внешнего вида музейного предмета. Воспроизводимые предметы делятся: на копии, авторские повторения, репродукции, муляжи, слепки, макеты, голограммы.

ВЫСТАВКА (временная экспозиция) – группа музейных предметов или иных экспонатов, выставленных для обозрения на короткий срок.

ИМИТАЦИЯ (от лат. подражание) – подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение. В музейном деле означает воспроизведение с возможной точностью природных или культурных явлений.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ МУЗЕЙНАЯ – технология, которая предполагает активное участие музейной аудитории в процессе музейной коммуникации.

ИНТЕРЬЕР (от фр. внутренний) – внутреннее пространство помещения.

КАТАЛОГ (от греч. записывать) – список каких-либо предметов в алфавитном или ином систематическом порядке.

КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЙНАЯ – часть предметов основного фонда, сложившаяся по сходному содержанию или предназначению.

КОПИЯ  (от лат. множество) – предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета, являющегося подлинником (оригиналом).

МАКЕТ – объемное воспроизведение объекта, который не может быть помещен в музейную экспозицию.

МУЗЕЙ   — культурно-образовательное учреждение, предназначенное для изучения, сохранения и использования исторических памятников, материальной  и духовной культуры, приобщения граждан к культурному наследию.

ОБЗОРНЫЕ ЭКСКУРСИИ – многоплановые маршруты экскурсии, которые последовательно раскрывают несколько тем, знакомят посетителей с основными  экспозициями музея.

ОБЪЕКТ  КУЛЬТУРНОГО  НАСЛЕДИЯ – место, сооружение, комплекс (ансамбль) или его часть, которые донесли до нашего времени свою ценность.

ОТРАСЛЕВЫЕ МУЗЕИ – музеи, посвященные отдельным отраслям науки, техники, культуры, образования.

ПОДЛИННИК – истинный, оригинальный предмет, первоисточник знаний, основа фондов музея.

РАРИТЕТ (от лат. редкость) – предмет, ценность которого состоит в его редкости. Обычно раритетами являются предметы, существующие в немногих  экземплярах.

ФОЙЕ  музея – помещение для пребывания посетителей до начала экскурсии.

ФОНДЫ МУЗЕЯ – полное собрание материальных предметов, сосредоточенных в музее.

ЭКСПОЗИЦИЯ – совокупность музейных экспонатов, выставленных для обозрения на длительный срок. Обычно такой подбор экспонатов объединен определённым замыслом или содержанием.

ЭКСКУРСАНТ – участник экскурсии.

ЭКСКУРСОВОД – специалист по проведению экскурсий.

ЭКСКУРСИЯ – процесс наглядного восприятия предметов экспозиции в залах музея или в реальности.

ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. объясняю) – ведущие тексты, содержащие объяснения, относящиеся к экспонатам или целым экспозициям.

ЭКСПОНАТ – музейный предмет, выставленный для обозрения.

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА – одно из направлений музейной деятельности, состоящая из проектирования экспозиции, монтажа экспонатов, наблюдения  за состоянием экспозиции, ведения необходимой документации.

ЭТИКЕТИРОВКА – короткие подписи под каждым экспонатом и над каждым стендом.

 

В музее  проводятся интерактивные занятия по физике. Их ведут сотрудники  музея образования и Политехнического музея. Посетителям предоставляется уникальная возможность принять участие в различных демонстрациях физических явлений. Все занятия построены по принципу проектной экспериментально-исследовательской деятельности учащихся.

Для записи на занятия-демонстрации обращайтесь по телефону: 8 (495) 951-50-33.

 

«Занимательная физика» (для учащихся 1-11-х  классов, по средам в 12.30 и 15.30)
Занятие  подготовлено и проводится на основе большой коллекции предметов, наглядно демонстрирующих различные физические процессы. Участники с большим интересом узнают о различных физических явлениях, которые проявляются в время интерактивной игры. 

«Почти все про воду» (для учащихся 1-5-х классов, по четвергам в 11.00 и 15.00)
В процессе занятия происходит знакомство учащихся с основными свойствами самого важного вещества на планете Земля – воды. Три её агрегатных состояния: твёрдое, жидкое, газообразное, а также капиллярность, поверхностное натяжение, растворимость проявят себя в наглядных и интересных опытах.

«Основы электростатики» (для учащихся 8–11-х классов, по вторникам и четвергам в 12.30 и 14.30)
На этом интерактивном занятии  речь пойдет об истории открытия и изучения электрических явлений, о создании и эволюции электростатических машин.

«Простые механизмы» (для учащихся 5–11-х классов, по вторникам и четвергам в 12.30 и 14.30)
Увлекательный рассказ об истории развития механизмов с древнейших времен до наших дней, о заслугах  Архимеда и Герона, о простых механизмах и загадках создания египетских пирамид.

«Как рождаются и умирают звуки?» (для учащихся 3–9-х классов, по понедельникам в 14.00 и 15.00)
С помощью увлекательных, поучительных и весёлых опытов участники знакомятся  с природой звука и с такими понятиями как вибрация, волна и частота, и с тем как мы слышим, и как звуки могут путешествовать по нити.

«Свет. Как и что мы видим?» (для учащихся 3–9-х классов, по понедельникам в 14.00 и 15.00)
Это занятие построено в форме   увлекательной игры, а по содержанию  это – серьёзный урок физики. Занимательные и поучительные оптические иллюзии помогают ученикам на практике познать законы линейной оптики, магические свойства линз и оптических устройств, среди которых глаз – самый сложный.

«Живая физика»  (для учащихся 7–11-х  классов, по понедельникам и средам в 11.30 и 13.30)
Занятие основано на многочисленных опытах, которые в простой, наглядной и одновременно занимательной форме дают представление об основах великой науки – физики.

Приглашаем на праздник-учебное занятие «Волшебный  Букварь»

Каждую среду в 15:00, Большой зал. 
По предварительной записи по телефону 8(495) 951-50-33. 
В программе: театрализованное интерактивное представление, викторина, игры.
Принимаем один класс в любом количестве с двумя сопровождающими педагогами.

Интерактивная образовательная программа «Музыкальная шкатулка»

Понедельник и четверг, в 11:30, 13:30 и 15:30, зал «Музыкальная шкатулка».
Программа проводится для групп школьников 1–11 классов и старших дошкольников в количестве до 15 человек с педагогом и сопровождающими взрослыми (не более 2-х человек).
Рекомендуется участие в программе учителя музыки.

Интерактивная образовательная программа «Мир удивительной науки»

Интерактивные образовательные программы  «Взгляд из космоса» и «Мы и космос» 

 

 

В музее проводятся следующие тематические экскурсии-учебные занятия:

  •  «Волшебный букварь» – для дошкольников и учащихся начальной школы;
  • «Интерактивная экспозиция увлекательной науки» – для учащихся 5–11-х классов;
  • «Улицы Москвы, зовущие в дорогу» – для учащихся 1–11-х классов;
  • «Мы и космос», «Москва – взгляд из космоса» – для учащихся 7-11-х классов, студентов колледжей и вузов;
  • «История образования в России и Москве» – для учащихся 1–11-х классов, студентов педагогических колледжей и ВУЗов;
  • «Зал А.С. Макаренко»  – для учащихся 8–11-х классов, студентов педагогических колледжей и вузов;
  • «Музыкальная шкатулка» – для дошкольников и учащихся 1–11-х классов;
  • Обзорная экскурсия по залам Московского музея образования − для всех возрастов и категорий школьников и студентов.

Понедельник, вторник, среда, четверг – тематические экскурсии-учебные занятия для организованных групп по предварительным  заявкам. Начало – в 11.00, 13.00 и 15.00.

Первый четверг месяца – санитарный день. Суббота и воскресенье – обзорные экскурсии для организованных групп (численностью до 15 чел.) и индивидуальных посетителей без предварительной записи. Начало - 11.00, 13.00 и 15.00.

Посещение музея фото и видеосъёмка, а также все мероприятия, проводимые в музее, – бесплатные.
Справки и запись на экскурсии-занятия по телефону: 8(495) 951-50-33
Адрес: Вишняковский переулок, 12, стр. 1
Проезд: станции метро «Павелецкая», «Третьяковская», «Новокузнецкая», «Добрынинская».

Организованные  учебные  группы должны иметь при себе сопроводительное письмо.

Форма сопроводительного письма  / Скачать /

 

 

На бланке образовательной                         В Московский музей образования

организации                                                   имени академика Г.А. Ягодина 

Сопроводительное письмо

 

     Прошу провести экскурсию-учебное занятие для учащихся _____ класса,

в количестве _____чел., на  тему:_____________________________________,

в сопровождении ответственных лиц:__________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(должности, Ф.И.О. педагогов,  сопровождающих лиц, контактные телефоны)

Образовательная организация проинформирована, что все мероприятия в музее проводятся бесплатно.
Требования по мерам  безопасности при проведении выездного мероприятия – посещении музея – до педагогов, учащихся и сопровождающих их лиц доведены,
в том числе о необходимости  иметь для учащихся начальной школы на занятии в музее сменную, устойчивую, нескользящую обувь.

 

Руководитель (заместитель руководителя)

образовательной организации ___________________(подпись)          Ф.И.О.
 

Дата, печать

образовательной

организации