RSS
Версия для слабовидящих

 

 

Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы

Московский институт открытого образования

Просмотров: 189

Матвеева Е.И.,
к.п.н., доцент Центра дошкольного и начального образования Московского института открытого образования

«В XXI веке безграмотным будет считаться не тот, кто умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать» (Алвин Тофлер)

Современный педагог заботится о том, чтобы процесс чтения был осмысленным и продуктивным. Проблемам смыслового чтения уделяется пристальное внимание на уроках в начальной школе – важнейшем этапе формирования особых умений учащихся, связанных с поиском, извлечением, анализом, обобщением разной информации. 

Педагогу, работающему в начальной школе, важно рассмотреть на любом предметном содержании способы работы с информацией на примере разных текстов, используя стратегии смыслового чтения. Поскольку чтение является метапредметным умением, педагоги в активном исследовательском режиме учат детей понимать важность, необходимость открытия и применения приёмов, позволяющих извлекать информацию из разных текстов, моделей, схем, таблиц. Обучая детей принимать графически оформленную информацию, педагоги ставят важную задачу переработки данной информации в личностно-смысловые установки. Только в том случае, когда смысл текста становится значимым для читателя, и происходит решение познавательных и коммуникативных задач, вырабатываются алгоритмы действия с текстами разной жанрово-видовой специфики.
Проблемы смыслового чтения остро стоят перед всеми участниками образовательного процесса. На уроке под руководством педагогов должно происходить интересное «коммуникативное событие», в рамках которого в течение короткого времени проектируется траектория решения проблемы от непонимания к понимаю текста, открываются и используются в качестве эффективных способов стратегии смыслового чтения, проводится содержательная рефлексия. Польза смыслового чтения становится ощутимой, когда ребёнок начинает применять открытые способы в урочной деятельности и вне школы!
Педагогу необходимо осознать то, что современному ученику начальной школы важно предложить способы работы с текстом так, чтобы сам ребёнок сумел сделать выбор адекватного способа. Также важно, чтобы стратегии смыслового чтения давали результаты в ситуации, когда выбрано нужное и важное предметное и метапредметное содержание, когда учитываются современные условия, в которых живут наши ученики. Необходимо установить тесную связь между качеством чтения печатного текста и качеством чтения в электронной среде.
На различных семинарах в начальной школе педагоги могут в коллективной рефлексии обсудить ключевые понятия учебной деятельности: «мотивация», «действие чтения», «критерии познавательного интереса». Педагоги должны сосредоточить своё внимание на практической стороне формирования способов смыслового чтения, умении использовать все возможности анализа и интерпретации текстов с целью формирования компетентного читателя современного информационного общества.
Когда же сам педагог сможет достичь конкретного результата, формируя такого читателя? Только тогда, когда в классе будут созданы условия для формирования способов смыслового чтения. Только в том случае, если сам умеешь анализировать тексты, работать в пространстве Московской электронной школы, подбирать визуальный ряд, формулировать интересные, мотивирующие к поиску вопросы и задания, создавать атмосферу поэтапного поиска, блестяще владеть методикой работы с художественными и познавательными текстами.
Конечно, понимание текста – это сложный многогранный процесс. И если у учителя есть инструмент работы с текстом, он всегда сможет передать его учащимся, сделать процесс исследования ярким, запоминающимся и эффективным. Главное – ориентироваться на индивидуальность читателя, давать возможность каждому ученику использовать жизненный читательский опыт, развивать у него речевое чутьё, создавать условия для «перечитывания» текстов, вдумчивого, разумного погружения в замысел автора, который очень интересно открывать.
Отмечая сложный механизм чтения, учителя начальной школы вместе с учащимися могут на специально спроектированных учебных занятиях рассматривать сразу несколько эффективных способов чтения, обращаясь к художественным произведениям и научно-познавательным текстам. Сопоставляя задачи, которые адресуются к разным источникам информации, становится возможным в сравнительном анализе открывать особенности авторского замысла, а также обращать внимание на эмоциональную сторону ведения диалога по исследованию особенностей разных текстов, позволяющую мотивировать учащихся к самостоятельному поиску ответов на важные для них вопросы.
Важным аспектом организации уроков, связанных с извлечением смыслов из текстов разной жанрово-видовой специфики, является и техническая сторона организации процесса чтения. В частности, содержание и форма проведения уроков по литературному чтению могут служит «эталонами» проведения учебных занятий по любому предмету. Педагоги всегда готовы продолжать исследовать способы смыслового чтения, делиться опытом, делать новые открытия.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить