RSS
Версия для слабовидящих

 

 

Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования города Москвы

«Московский институт открытого образования»

Просмотров: 122

Боброва И.И.,
директор Школы №1575
кандидат экономических наук


В январе 2018 года в эфире программы «Вызов: азарт и опыт» Московского образовательного Интернет-телеканала в профессионально - интеллектуальном поединке «Управление школой: искусство или технология?» сошлись директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара Надежда Куранина и директор Школы №45 Михаил Шнейдер...

Более широкий вопрос «Менеджмент – наука или искусство?» не нов, считается основным вопросом управления, но за наплывом повседневных дел и проблем, требующих немедленного директорского решения, не является предметом повседневных размышлений для руководителя. Тем ценнее, что такой вопрос был вынесен на широкую аудиторию и дискуссия заставила, думаю, каждого, кто смотрел поединок, еще раз определиться со своей точкой зрения.
Жизнь ставит руководителя в ситуации, когда требуется ежедневный ответ на сиюминутные события и на долгосрочные вызовы времени. За счет чего ответ может быть успешным? Что сработает – технологии, предлагаемые наукой управления, или опыт, интуиция − то, что принадлежит к области искусства управления?
21 век стал временем господства технологий. Технологией называют совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, способ преобразования данного в необходимое. Теория говорит о том, что процесс управления можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач (разумеется, с использованием необходимых методов и инструментов).
Виртуозно владея существующими технологиями, руководитель подвергается соблазну стать «машиной с управленческой функцией», всегда эффективной, достигающей высоких результатов в любой организации, потому что ему не важно, с какими проблемами работать, основываясь на универсальных решениях, зарекомендовавших себя. Главное – добиться необходимого результата. Только не будем забывать, что мы имеем дело, прежде всего, с людьми.
Технологии как таковые призваны упростить жизнь человека. Но стало ли нам проще жить? Мир бурлит, неопределенность и скорость изменений нарастают, технологии, призванные служить во благо человечества, сделали его существование более уязвимым. Кроме того, современные проблемы настолько сложны, что найти готовый рецепт на каждый случай вряд ли удастся.
В связи с этим все более популярными становятся гуманитарные технологии, что было отмечено во время дискуссии на телеканале. Это инструменты мягкого взаимодействия, человечного влияния, они обеспечивают открытость людей будущему и друг другу и позволяют решать сложные задачи. Они основаны на практическом использовании знаний о человеке и позволяют создать условия для получения нужного результата. Напомню важную для нас мысль, озвученную Н.Л.Галеевой («Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса», 2007): управление – это деятельность по созданию условий теми, кто управляет, для успешной деятельности тех, на кого направлены управленческие действия.
Безусловно, есть множество стандартных ситуаций, которые можно разрешить стандартизированными способами, с использованием известных инструментов и приемов. Но еще в XVIII столетии Жан Шарден, французский живописец, один из известнейших художников, сказал: «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими».
Чем же? Ответ дает Иоханнес Иттен, швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог (1888-1967): «Законы и теории хороши в ситуации неуверенности. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой». Что это значит?
Значение слова «интуиция» в словаре медицинских терминов определяется как «непосредственное познание действительности, сопровождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предшествующем опыте и знаниях». То есть интуиция не возникает из ничего, она — результат напряженной работы человеческой мысли, настойчивых поисков решения проблем. Интуитивное же познание напрямую связано с искусством как специфической формой практически-духовного освоения мира (в узком смысле слова). В более широком значении «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда эта деятельность совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом плане. Стоит обратить внимание на то, что слово «технология» ведет свое происхождение от греч. τέχν – «искусство» как «мастерство», «умение».
Роль интуиции в принятии управленческих решений велика и ответственна, тем более что эти решения чаще всего приходится принимать в условиях дефицита времени, а их пересмотр обычно невозможен.
Есть еще одна важная составляющая управления, которая заставляет руководителя быть искусным мастером. Ни один человек в современном мире не в состоянии решать задачи в одиночку. Ограничения накладываются  объемом той информации, которую способен проработать один человек для принятия решений, количеством задач, подлежащих реализации, личными способностями, данными от природы, и т.д.
Нужны со-трудники, способные решать поставленные задачи. То есть речь идет о делегировании полномочий, а это серьезная область деятельности для руководителя. В современных образовательных комплексах управление без делегирования полномочий невозможно, и без передачи технологий управления не обойтись. Но есть еще одно «НО»: делегирование полномочий немотивированным их выполнять людям может привести к краху. Известно, что, если сотрудники не хотят что-нибудь делать, они будут это делать «спустя рукава», несмотря на любой жесткий контроль. Контролем нельзя подменить мотивацию, и для руководителя огромная часть его управленческой деятельности – использование эффективного комплекса материальных и нематериальных стимулов (именно комплекса, включающего в себя обе составляющие).
Без мотивации бессмысленны все технологии. Создать мотивацию – искусство, потому что мотивация − это не только процедуры, осуществляемые в соответствии с определенными документами. Большей частью это обращение к разуму и чувствам сотрудников, вовлечение их в общую деятельность, где все должны понимать, что они одна команда, идущая к общей цели, при этом «каждый выбирает по себе» и вносит свой вклад в общее дело, реализуя свой потенциал, проявляя свои таланты. Не зря небезызвестный Роберт Макнамара, американский предприниматель и политик-республиканец, министр обороны США, в свое время написал: «Управление – это самое созидательное искусство, это искусство искусств, ибо это искусство создавать таланты». Человек счастлив, когда находит применение своему таланту.
Следовательно, искусство управлять – искусство делать людей хоть на чуточку, но счастливее.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить